Владимир Маяковский
«Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы».
С грамматикой у него таки было плохо. Его гениальные писания – рукописи поражают отсутствием запятых. Ни одной. Он их ненавидел. Чем хвастался.
«Ненависть к точкам. К запятым тоже» — дислектику есть за что их ненавидеть.
Все знаки препинания в его произведениях, начиная с 16-го года, расставлены Осипом Бриком. Черновик любого нового произведения — он прежде всего отдавал Брику: «На, Ося, расставь запятатки».
Впрочем, Брик делал и другую работу в подготовке текстов.
Во время работы над поэмой «Ленин» Маяковский едва ли несколько раз раскрыл сочинения Ленина. Раскрыл в специально подобранных и отмеченных местах. Где были выделены цитатки. Подборку делал Осип Максимович. Брик собирал все необходимые материалы и для других больших поэм.
Юрий Карабчиевский иронизирует: «Они хорошо дополняли друг друга, и если Брик не умел писать, то Маяковский не умел читать».
Кстати, есть серьезное подозрение, что строй «лесенкой» был им придуман специально для замены традиционной системы пунктуации, которой он так и не выучился. И не мог выучиться. Ибо воспринимал ритмы своего времени на вибрационном уровне…
«Лесенка» родилась в 1923 году» , в период написания поэмы «Про это», когда Лиля отлучила Маяковского от себя… А значит и от Оси.
Он остался без «запятаток», один на один со своим обнаженным текстом, с ритмом времени, который ощущал кожей, всем существованием. Маяковский знал, что стихи надо писать так, чтоб их можно было читать вслух.
Нужно было.
Его стихи не ложатся в текст, а выстраиваются на странице, как архитектурные ансамбли выстраиваются в площадь. Когда здания рифмуются и подмигивают друг другу своими каменными рифмами.
Его рифмы — сделаны по звучанию, а не по графическому сходству.
Они не могут быть легкими – самонапрашивающимися.
«Характерная их особенность в том, что Маяковский решительно отбрасывает традиционную орфографическую форму слова и пытается зафиксировать его приблизительно так, как оно произносится (то есть создает некое подобие научной фонетической транскрипции)».
Маяковский доказывает, что «хромые» рифмы только и могут идти, бежать, мчаться, выпрыгивать, а не оставаться на книжной странице.
Недостаток книжной культуры становится особенностью, может быть даже преимуществом поэта-дислектика.