Запись на консультацию

+7 (916) 223-27-27

info@dislekt.ru

В России не признают людей с дислексией

Умение писать без ошибок считается обязательным для каждого более или менее образованного человека. Каково же бывает разочарование родителей, когда их чадо одну за другой приносит из школы тройки и двойки за диктанты и сочинения. Дорога в достойное будущее кажется закрытой.

ДвойкаОшибкам можно найти разное объяснение. Итог почти всегда один — плохие оценки

Однако, как утверждают специалисты, записывать ребенка в дураки или лентяи рано. Причиной ошибок могут быть дислексия — нарушение процесса чтения — и дисграфия — нарушение письма.

У моей собеседницы — 20 летней Екатерины — дислексия. Она вспоминает, что в пятом классе читала хуже всех своих сверстников. Сейчас она учится в одном из лучших московских вузов.

О том, что у нее дислексия Екатерина не знала до старших классов. Обеспокоенные Катиными проблемами с правописанием родители водили ее к психологам, но те говорили, что с девочкой все в порядке. Учителя давили, одноклассники не понимали. Катя меняла школы одну за другой.

А когда пришла пора поступать в институт, она стала заниматься с репетитором: «Мой преподаватель по литературе познакомил с другим преподавателем, который и выявил у меня все эти признаки проблемы, и она сказала, что это классическая история».

C репетитором Екатерина стала заниматься по специальным методикам и успешно сдала экзамены. Сейчас, несмотря на дислексию, она учится наравне со всеми. Никаких поблажек на экзаменах ей не делают.

Что это такое?

В нашей педагогике это вообще все отрицается. Если ты хоть где-то неполноценен, говорят, что ты должен идти туда, где все неполноценные. Поэтому лучше этого не показывать

Екатерина

Дислексия и дисграфия объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. Это вовсе не мешает ребенку добиться успехов, скажем, в математике или истории.

Подобные проблемы с чтением и письмом были у Эйнштейна и Эдисона. Такие же трудности испытывают и многие люди искусства. Скажем, голливудский актер Том Круз.

Считается, что процесс мышления происходит людей с дислексией немного иначе, а дополнительные сложности вынуждают их искать необычный выход из положения, развивают образное мышление.

Полагают, что в мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией. В Великобритании трудности с чтением и письмом испытывает каждый десятый. Не чужды эти проблемы и россиянам.

Однако если на Западе дислексии уделяется много внимания и людям с этой проблемой становится все проще интегрироваться в общество, в России о дислексии знают мало.

В стране, где 80 лет назад началась борьба с безграмотностью, детей, до сих пор сажающих ошибки, чаще всего записывают просто в лентяи и двоечники. От этого развиваются комплексы, неврозы, понижается самооценка. Детей ругают учителя, от них отворачиваются друзья.

Екатерина о своей проблеме предпочитает не распространяться: «В нашей педагогике это вообще все отрицается. Если ты хоть где-то неполноценен, говорят, что ты должен идти туда, где все неполноценные. Поэтому лучше этого не показывать».

Другой опыт

Дислексия сказалась разве что на сроках. Мне нравилось учиться, но я не смогла сдать выпускные одновременно со сверстниками

Фиона

По-другому складывалась судьба 32-летней англичанки Фионы. Дислексию у нее обнаружили, когда ей было восемь лет.

Фиона не скрывает, что чтение и письмо даются ей нелегко, и открыто расхаживает по студенческому общежитию в специальных цветных очках — она говорит, что они ей здорово помогают.

Фиона учится в аспирантуре Лондонской школе экономики и планирует вскоре начать преподавать уголовное право.

Как и все дислексики она, как и оговорено в британских законах, пользуется привилегиями. Она может бесплатно копировать книги из читального зала и брать домой. С ней регулярно встречается специалист и обсуждает возникающие в процессе учебы проблемы.

На экзаменах Фиона получает дополнительное время пользуется компьютером с программой проверки орфографии.

Фиона говорит, что ситуация очень сильно изменилась за последние годы. В детстве ей приходилось параллельно со школой ездить на специальные занятия. Теперь же во многих школах есть отдельный учитель, который помогает детям с дислексией. Об этом явлении знают и взрослые, и дети, так что некогда существовавшее противостояние заметно сгладилось.

Впрочем, Фиона говорит, что дислексия не мешала ей добиваться своих целей: «Дислексия сказалась разве что на сроках. Мне нравилось учиться, но я не смогла сдать выпускные одновременно со сверстниками», — говорит она.

В чем причина?

Причиной могут быть родовые травмы, нарушение во время беременности, нарушения правильного моторного развития

Елена Жидкова
детский невролог

Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.

Как говорит детский невролог Елена Жидкова, дислексия возникает из-за «неслаженной работы правого и левого полушарий».

«Причиной могут быть родовые травмы, нарушение во время беременности, нарушения правильного моторного развития», — говорит Елена Жидкова. По ее словам, к нарушению чтения и письма может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.

Передается дислексия и по наследству.

Как говорит Елена Жидкова, здесь таится дополнительная опасность: «Существуют неблагополучные семьи, которые это не очень интересует. Ну плохо он учится и плохо. А поскольку анатомическая особенность строения мозга передается по наследству, зачастую у таких же родителей рождаются такие же дети. И, естественно, это упускается».

Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.

Российская специфика

Девочка пишет

Сочинение, изложение, диктант — это все формы работы, которые являются для этих людей [с дислексией] барьером, через который они переступить не могут

Екатерина Ерошкина
филолог, преподаватель

У носителей разных языков дислексия проявляется по-разному. В случае с английским, в котором слова пишутся одним образом, а произносятся другим, большинство дислексиков испытывает проблемы с чтением.

В России читать обучаются практически все. Кто-то объясняет это тем, что русский — язык логичный. Кто-то, как, например, дефектолог Софья Луцковская, приписывает это обилию хорошей детской литературы и тому, что учителя стараются «вытягивать» даже самых сложных учеников.

С этим согласна филолог и преподаватель Екатерина Ерошкина, хотя она и добавляет, что зачастую в школе применяются «методы, которые к этим детям лучше бы не применять».

С грамотностью, умением на слух воспринять речь и отразить ее на письме ситуация в России обстоит куда хуже. Сама Екатерина Ерошкина обратила внимание на проблему дислексии и дисграфии, когда студенткой занималась репетиторством. Из десяти приходивших к ней учеников 7-8 делали совершенно необъяснимые ошибки.

Сейчас она создала посвященный дислексии сайт и работает над созданием группы для детей с нарушениями чтения и письма в одном из московских лицеев.

По мнению Екатерины Ерошкиной, в России — стране с богатой письменной культурой — людям с дислексией и дисграфией приходится особенно тяжело.

«В российских школах важнее получить письменный документ на выходе, чем устный ответ на том же уроке, — говорит она. — Сочинение, изложение, диктант — это все формы работы, которые являются для этих людей [с дислексией] барьером, через который они переступить не могут».

Екатерина Ерошкина говорит, что людям с дислексией необходимо разрешать экзамены устно.

Что делать?

Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново

Елена Жидкова
детский невролог

При этом, как утверждают специалисты, дислексия и дисграфия поддаются коррекции.

«Существует целая система реабилитации таких детей: это работа с дефектологом, логопедом… Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново», — рассказывает Елена Жидкова.

Как считает Екатерина Ерошкина, отчаиваться не стоит и взрослым c дислексией: «В этом случае используются компенсаторные возможности организма. Нестандартный подход к чтению и письму, индивидуально подобранные упражнения, правильный психологический подход могут дать очень хорошие результаты».

Одно из таких упражнений — вставлять пропущенные буквы в текст, глядя на образец.

Спеицалисты говорят, что родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.

Ну и еще, о дислексии нужно больше говорить. Ведь пока, как говорит Екатерина Ерошкина, в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития событий: «Один, это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что это ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой — когда проблему понимают, но ничего с ней сделать не могут».