В России не признают людей с дислексией
Умение писать без ошибок считается обязательным для каждого более или менее образованного человека. Каково же бывает разочарование родителей, когда их чадо одну за другой приносит из школы тройки и двойки за диктанты и сочинения. Дорога в достойное будущее кажется закрытой.
Ошибкам можно найти разное объяснение. Итог почти всегда один — плохие оценки |
Однако, как утверждают специалисты, записывать ребенка в дураки или лентяи рано. Причиной ошибок могут быть дислексия — нарушение процесса чтения — и дисграфия — нарушение письма.
У моей собеседницы — 20 летней Екатерины — дислексия. Она вспоминает, что в пятом классе читала хуже всех своих сверстников. Сейчас она учится в одном из лучших московских вузов.
О том, что у нее дислексия Екатерина не знала до старших классов. Обеспокоенные Катиными проблемами с правописанием родители водили ее к психологам, но те говорили, что с девочкой все в порядке. Учителя давили, одноклассники не понимали. Катя меняла школы одну за другой.
А когда пришла пора поступать в институт, она стала заниматься с репетитором: «Мой преподаватель по литературе познакомил с другим преподавателем, который и выявил у меня все эти признаки проблемы, и она сказала, что это классическая история».
C репетитором Екатерина стала заниматься по специальным методикам и успешно сдала экзамены. Сейчас, несмотря на дислексию, она учится наравне со всеми. Никаких поблажек на экзаменах ей не делают.
В нашей педагогике это вообще все отрицается. Если ты хоть где-то неполноценен, говорят, что ты должен идти туда, где все неполноценные. Поэтому лучше этого не показывать
Екатерина |
Дислексия и дисграфия объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. Это вовсе не мешает ребенку добиться успехов, скажем, в математике или истории.
Подобные проблемы с чтением и письмом были у Эйнштейна и Эдисона. Такие же трудности испытывают и многие люди искусства. Скажем, голливудский актер Том Круз.
Считается, что процесс мышления происходит людей с дислексией немного иначе, а дополнительные сложности вынуждают их искать необычный выход из положения, развивают образное мышление.
Полагают, что в мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией. В Великобритании трудности с чтением и письмом испытывает каждый десятый. Не чужды эти проблемы и россиянам.
Однако если на Западе дислексии уделяется много внимания и людям с этой проблемой становится все проще интегрироваться в общество, в России о дислексии знают мало.
В стране, где 80 лет назад началась борьба с безграмотностью, детей, до сих пор сажающих ошибки, чаще всего записывают просто в лентяи и двоечники. От этого развиваются комплексы, неврозы, понижается самооценка. Детей ругают учителя, от них отворачиваются друзья.
Екатерина о своей проблеме предпочитает не распространяться: «В нашей педагогике это вообще все отрицается. Если ты хоть где-то неполноценен, говорят, что ты должен идти туда, где все неполноценные. Поэтому лучше этого не показывать».
Дислексия сказалась разве что на сроках. Мне нравилось учиться, но я не смогла сдать выпускные одновременно со сверстниками
Фиона |
По-другому складывалась судьба 32-летней англичанки Фионы. Дислексию у нее обнаружили, когда ей было восемь лет.
Фиона не скрывает, что чтение и письмо даются ей нелегко, и открыто расхаживает по студенческому общежитию в специальных цветных очках — она говорит, что они ей здорово помогают.
Фиона учится в аспирантуре Лондонской школе экономики и планирует вскоре начать преподавать уголовное право.
Как и все дислексики она, как и оговорено в британских законах, пользуется привилегиями. Она может бесплатно копировать книги из читального зала и брать домой. С ней регулярно встречается специалист и обсуждает возникающие в процессе учебы проблемы.
На экзаменах Фиона получает дополнительное время пользуется компьютером с программой проверки орфографии.
Фиона говорит, что ситуация очень сильно изменилась за последние годы. В детстве ей приходилось параллельно со школой ездить на специальные занятия. Теперь же во многих школах есть отдельный учитель, который помогает детям с дислексией. Об этом явлении знают и взрослые, и дети, так что некогда существовавшее противостояние заметно сгладилось.
Впрочем, Фиона говорит, что дислексия не мешала ей добиваться своих целей: «Дислексия сказалась разве что на сроках. Мне нравилось учиться, но я не смогла сдать выпускные одновременно со сверстниками», — говорит она.
Причиной могут быть родовые травмы, нарушение во время беременности, нарушения правильного моторного развития
Елена Жидкова |
Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
Как говорит детский невролог Елена Жидкова, дислексия возникает из-за «неслаженной работы правого и левого полушарий».
«Причиной могут быть родовые травмы, нарушение во время беременности, нарушения правильного моторного развития», — говорит Елена Жидкова. По ее словам, к нарушению чтения и письма может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика.
Передается дислексия и по наследству.
Как говорит Елена Жидкова, здесь таится дополнительная опасность: «Существуют неблагополучные семьи, которые это не очень интересует. Ну плохо он учится и плохо. А поскольку анатомическая особенность строения мозга передается по наследству, зачастую у таких же родителей рождаются такие же дети. И, естественно, это упускается».
Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами.
Сочинение, изложение, диктант — это все формы работы, которые являются для этих людей [с дислексией] барьером, через который они переступить не могут
Екатерина Ерошкина |
У носителей разных языков дислексия проявляется по-разному. В случае с английским, в котором слова пишутся одним образом, а произносятся другим, большинство дислексиков испытывает проблемы с чтением.
В России читать обучаются практически все. Кто-то объясняет это тем, что русский — язык логичный. Кто-то, как, например, дефектолог Софья Луцковская, приписывает это обилию хорошей детской литературы и тому, что учителя стараются «вытягивать» даже самых сложных учеников.
С этим согласна филолог и преподаватель Екатерина Ерошкина, хотя она и добавляет, что зачастую в школе применяются «методы, которые к этим детям лучше бы не применять».
С грамотностью, умением на слух воспринять речь и отразить ее на письме ситуация в России обстоит куда хуже. Сама Екатерина Ерошкина обратила внимание на проблему дислексии и дисграфии, когда студенткой занималась репетиторством. Из десяти приходивших к ней учеников 7-8 делали совершенно необъяснимые ошибки.
Сейчас она создала посвященный дислексии сайт и работает над созданием группы для детей с нарушениями чтения и письма в одном из московских лицеев.
По мнению Екатерины Ерошкиной, в России — стране с богатой письменной культурой — людям с дислексией и дисграфией приходится особенно тяжело.
«В российских школах важнее получить письменный документ на выходе, чем устный ответ на том же уроке, — говорит она. — Сочинение, изложение, диктант — это все формы работы, которые являются для этих людей [с дислексией] барьером, через который они переступить не могут».
Екатерина Ерошкина говорит, что людям с дислексией необходимо разрешать экзамены устно.
Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново
Елена Жидкова |
При этом, как утверждают специалисты, дислексия и дисграфия поддаются коррекции.
«Существует целая система реабилитации таких детей: это работа с дефектологом, логопедом… Существует специальная двигательная программа, когда ребенок учится правильным движениям, ползаньям, мелкой моторике, учится осознавать свое тело заново», — рассказывает Елена Жидкова.
Как считает Екатерина Ерошкина, отчаиваться не стоит и взрослым c дислексией: «В этом случае используются компенсаторные возможности организма. Нестандартный подход к чтению и письму, индивидуально подобранные упражнения, правильный психологический подход могут дать очень хорошие результаты».
Одно из таких упражнений — вставлять пропущенные буквы в текст, глядя на образец.
Спеицалисты говорят, что родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.
Ну и еще, о дислексии нужно больше говорить. Ведь пока, как говорит Екатерина Ерошкина, в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития событий: «Один, это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что это ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой — когда проблему понимают, но ничего с ней сделать не могут».