Запись на консультацию

+7 (916) 223-27-27

info@dislekt.ru

Информация для педагогов и учителей

В классе

  1. Полезным будет в начале урока проговорить план урока, а конце краткий конспект пройденного материала. Такая схема поможет материалу перейти из кратковременной памяти в долговременную.
  2. Когда учитель дает домашнее задание, он должен обязательно проследить, чтобы ребенок правильно записал все, что требуется.
  3. Разбивайте задания на небольшие сообщения. Которые легко запомнить.
  4. Удостоверьтесь в том, что он собрал нужные тетради и учебники по дневнику.
  5. Пусть ребенок в дневнике или в блокноте запишет телефоны нескольких одноклассников. По ним можно будет звонить в случае сомнений, касающихся домашнего задания. Вместо того, чтобы переживать или тратить время на ненужное задание.
  6. Все объявления и сообщения, по поводу изменений работы в классе, дополнительных занятий, экскурсий, различных мероприятий должны быть записаны, а не переданы устно.
  7. Составляйте ежедневно контрольный список, по которому ученик может сверяться. Поощряйте регулярную последовательность действий, которые помогут ребенку развить ответственность и уверенность в своих силах.
  8. Поддерживайте организационные навыки. Используйте папки, разделители, чтобы учебные материалы были легкодоступны систематизированы.
  9. В случае плохой зрительной памяти, переписывание должно быть сведено к минимуму. Больше пользы будет от кратких записей раздаточных материалов.
  10. Посадите ребенка рядом с учительским местом, чтобы учитель всегда мог помочь, если необходимо. Так же ученик может получать поддержку от мотивированного и благожелательного настроенного одноклассника.
  11. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Сдержанно хвалите за небольшие успехи, не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Прежде всего, спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.

Переписывание с доски

  1. Если на доске написано много информации используйте мелки разного цвета для каждой строки или подчеркивайте каждую вторую строку отдельным цветом.
  2. Пусть между словами и строками будет больше места.
  3. Оставляйте информацию, написанную на доске, надолго. Не подгоняйте ребенка и не стирайте текст, пока ребенок не закончит переписывать.
  4. Никогда не говорите слова «БЫСТРЕЕ, ПОТОРОПИСЬ, СКОРО ЗВОНОК, ТЫ НЕ УСПЕЕШЬ и т.п»
  5. Обычно дети-дислектики склонны переписывать слова по буквам, при этом они делают меньше ошибок, но это делает процесс чрезвычайно медленным. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок переписывал текст отдельными словами, а затем и словосочетаниям. Пусть посмотрит на слово столько сколько нужно, прочитает его и составит его зрительный образ. А потом, не подглядывая на доску или в учебник, перепишет это слово в тетрадь, как бы «из головы», списывая зрительный образ. Проговаривание слов при переписывании, как правило, с дислектиками не работает, вследствие нарушения у них фонематического восприятия.

Чтение

  1. Чрезвычайно важна структурированная программа чтения, которая включает в себя все повторения и постепенно знакомство с новыми словами. Это позволяет ребенку обрести уверенность в себе и развивать навыки чтения.
  2. Очень важно убедиться, что ребенок усвоил значение всех новых слов, определений и терминов, иначе, дальше дело не пойдет. Старайтесь выделить в тексте все незнакомые моменты и подробно разобрать их. У ребенка должна сложиться полная картинка прочитанного.
  3. Не требуйте от учеников читать книги, выходящие за пределы их уровня, т.к. это сразу снизит мотивацию. Когда требования посильны, мотивация гораздо лучше, и ребенок может получить истинное удовольствие от книги. Если же ему придется кропотливо трудиться над каждым словом, он забудет смысл прочитанного.
  4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет!!! Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов.
  5. Избавьте ребенка-дислектика от мучения читать вслух перед всем классом! В качестве альтернативы можете дать ребенку дополнительное время на подготовку выбранного отрывка дома. Это поможет показать, что ребенок способен читать вслух, как другие дети.
  6. Хорошо читать по ролям с родителями или учителем – это наверняка вызовет интерес к книгам. Аудиозаписи книг могут доставить удовольствие и пользу. Увеличивая словарный запас. Не следует лишать ребенка доступа к литературе, даже если он не может полностью расшифровать печатное слово.
  7. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения!!! Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. У ребенка- дислектика на этой почве может развиться невроз!
  8. Помните, что чтение должно приносить радость!

Правописание

  1. Многие из стандартных методик обучения правописанию не помогают ребенку-дислектику. Всем ученикам в классе может помочь структурированное и систематическое знакомство с правилами и закономерностями, которыми наполнен язык.
  2. Слова для словарных диктантов лучше группировать по теме, а не по их составу. Короткий список сгруппированных на основе сходства их структуры. Будет гораздо полезнее для диктанта, чем не связанные между собой слова. Каждую неделю можно включать в этот список три-четыре слова исключения, что в результате должно благоприятно сказаться на навыках написания сочинений.
  3. Постепенно нужно учить детей самопроверке. Дислектики практически не способны исправлять слова в процессе написания, но их можно нужно научить искать их наиболее типичные ошибки.
  4. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению)!!!!!
  5. Ежедневно в течение не больше 5мин, в любом тексте (только не мелком) пусть ребенок зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: ж-ш, б-в и т.д.
    Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
  6. Не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  7. Пишите карандашом короткие диктанты. Небольшой текст не утомит ребенка, он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях галочками (не в коем случае не красным цветом!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
  8. Не требуйте каллиграфического написания букв, это может быть затруднено какими-либо двигательными расстройствами у ребенка. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Ребенку нужно концентрироваться на работе то слухового, то зрительного анализатора и при этом постоянно контролировать двигательную работу своей руки.
  9. Помните, что орфографические ошибки не являются признаком низкого интеллекта!

Математика

  1. В математике используется свой язык, что является источником многих проблем. В то время, как многим ученикам –дислектикам дается легко, приблизительные подсчеты показывают, что около 90% детей дислектиков испытывают трудности в тех или иных областях математики. Прежде, чем использовать основные математические термины при вычислениях, необходимо их хорошо понять. Так например, термины «сложение», «плюс», «прибавить», «больше на» и «всего» описываю один и тот же математический процесс. Но употребление и в разных ситуациях может ввести дислектика в замешательство и вызвать дезориентацию. Такая же ситуация возникает при употреблении терминов «цифра», «число», «количество». Другие сложности могут быть связаны с навыками зрительного восприятия, пространственно спутанностью, установление последовательности, речевыми навыками и памятью. Ученики-дислектики могут испытывать особенные трудности в разделах математики, которые включают в себя решение в несколько этапов, или опираются на кратковременную память (например деление в столбик или алгебра).
  2. Дети, страдающие дискалькулией, не понимают смысла чисел. Очень важно и необходимо установить соответствие между числом и его величиной (представлением о количестве).
  3. Первоосновой арифметических способностей является умение автоматически, «на глаз» оценивать количество объектов в множествах. Если объектов больше 5 -6, для определения их точного количества требуется подсчет. Обычный человек, как правило, с одного взгляда понимает, в каком множестве объектов больше, а в каком меньше. При дискалькулии эта способность отсутствует. Необходимо тренировать эти навыки.
  4. Не стоит недооценивать важност для ребенка делать приблизительные подсчеты. Показывайте сами и поощряйте учеников делать прикидки. У ребенка нужно сформировать привычку проверять результат вычисления. Сравнивая его с условием, т.е. смотреть. Является ли данный ответ вероятным, подходящим или абсурдным.
  5. В заданиях на вычисления в уме позволяйте ребенку –дислектику записывать исходное число и соответствующий знак из условия.
  6. Давайте ученика возможность проговаривать каждый этап решения. Многим детям это очень помогает.
  7. Покажите ребенку, как пользоваться таблицей умножения, и попросите его описывать свои действия, когда он ее использует.
  8. Разрешайте ребенку-дислектику делать вычисления с помощью калькулятора. Убедитесь, что он умеет им пользоваться и знает, как делать приблизительную проверку ответов, чт позволит ему скорректировать ответ при необходимости.
  9. Записывайте ключевые слова на карточки или на внутреннюю обложку учебника по математике или тетради, чтобы ученик мог использовать их для справки и повторения.
  10. Постоянно повторяйте математические термины, используя мультисенсорные и кинетические способы повторения.
  11. Ставьте запятую в десятичных дробях красным или другим цветом. У ребенка-дислектика это стимулирует зрительное восприятие.
  12. Свои объяснения старайтесь связывать с образами, например, объясняя числа, сразу связывайте их с количествами ( шариками, палочками, конфетами и т.п.) дроби можно объяснять на кусочках пиццы или мандаринах и т. д.

Оценка работы

  1. Важно отмечать как результат, так и приложенные усилия, что позволит ученику получить сбалансированную оценку. Сочинения и другие образцы письменного творчества следует оценивать за содержание.
  2. Отмеченные орфографические ошибки должны соответствовать уровню грамотности ребенка. Пометки и исправления лучше делать карандашом .Обязательно включайте положительные отзывы.
  3. Не используйте красную ручку или карандаш для пометок в тетради и исправления работ дислектика!!! Ничто не приводит ребенка в уныние так, как тетрадь исписанная красными чернилами, потому что этот ребенок неизбежно затратил на выполнение заданий больше усилий, чем одноклассники.
  4. Не требуйте переписывать работу. Переписывание возможно только в том случае, если она будет представлена на всеобщее обозрение. Переписывание страницы за страницей без всякой причины только расстроит ученика, так как, скорее всего, он уже затратил большие усилия на первоначальный вариант.

Домашние задания

  1. К концу учебного дня ребенок-дислектик в целом больше утомлен, чем его одноклассники, потому что все задания требуют от него большего умственных затрат, времени и усилий. Он склонен делать больше ошибок. Давайте ему домашнее задание, если только ребенку от него будет реальная польза.
  2. Если вы задаете ему другие или менее сложные задачи и упражнения, важно проявлять такт. Уверенность в себе может легко исчезнуть, если учитель будет подчеркивать разницу между детьми с особыми нужда и остальными учениками. Тем не менее, не стоит забывать, насколько больше усилий требуется ребенку-дислектику для выполнения тех же заданий.